Эх, не читал народ, видать по всему, англо-голландских войн от Созаева и Махова. А зря! )) Там один Кентиш-Нок чего стоит! )))) Да и остальное тоже, скажем пресловутый поход землячествами вместо эскадр. Короче, не в той реальности бардак искали, ой не в той ))))
Ежели вдруг мне кто не верит, то сразу отсылаю к господам адмиралам де Витту и Блэйку.
Вот у кого поучиться правильной организации и возглавлению бардака
Сражение у Кентиш-Нок
После экспедиции Блейка к Датскому проливу голландцы претерпели большие убытки в морской торговле. Адмирал Маартен Тромп, не сумевший помешать англичанам, был временно отстранен от командования флотом Его место занял вице-адмирал Витте де Витт, человек завистливый, бесцеремонный и язвительный, который при этом отличался крайне жестоким отношением к морякам, ненавидевшим его. Эта замена вызвала бурю ругани между адмиралтействами провинций Голландии и Зеландии. Дело в том, что де Витт был личным врагом вице-адмирала Зеландии Яна Эвертсена. Новый командующий предложил не защищать свою торговлю, а разбить в генеральном сражении флот противника. Таким образом, считал де Витт, Голландия спасет свою торговлю.
В начале сентября к объединенному флоту присоединился вице-командор де Рюйтер. Де Витт, имевший теперь большое преимущество в кораблях перед англичанами, намеревался немедленно выйти в море, однако обнаружил что, 9 кораблей де Рюйтера, бывших вместе с командором в плавании 2 месяца, требуют неотложного ремонта. Де Рюйтер на военном совете предлагал пока подождать с решающим сражением, сосредоточив свои действия против английской торговли. Таким образом, можно было нанести противнику, испытывающему нужду в финансах, асимметричный удар и в то же время дождаться всех кораблей из ремонта. Де Витт с негодованием отказался от этого разумного плана. На военном совете он заявил: «Я с удовольствием поведу эскадры на врага! Только дьявол сможет мне помешать!»
5 октября голландцы вышли в море. Их флот насчитывал 62 корабля с 1880 пушками и общей численностью экипажей в 6995 человек. Авангардом голландцев командовал Михаэль де Рюйтер, центром — Витте де Витт, арьергардом — Гедеон де Вильд, контр-адмирал амстердамского адмиралтейства. Навстречу им вышел флот Блейка в составе 67 кораблей при 2389 пушках и экипажах в 10 160 человек. 8 октября у банки Кентиш-Нок встретились два адмирала, настроенных на решительное сражение.
Голландский флот был рассеян после недавней бури, когда с юга появился Блэйк. Поскольку дул устойчивый зюйд-вест, англичане имели прекрасную возможность занять наветренное положение. Де Витт, поспешно собрав все силы, кроме 5 отставших кораблей, также приготовился к бою. Адмирал хотел перенести свой кайзер-флаг с 56-пушечного судна Ост-Индской компании «Принц Виллем» на более надежный корабль Тромпа — «Бредероде», однако случилось невероятное — команда бывшего флагмана отказалась принять де Витта, пообещав, что если шлюпка с новым командующим все же приблизится к их борту, они откроют по ней огонь. Для улаживания ситуации к «Бредероде» подошел командор Зеландии Корнелис Эвертсен-старший, брат Яна, однако и ему не удалось договориться с командой Тромпа. Де Витт вынужден был оставить флаг на «Принц Виллем», большом, но неуклюжем судне с неподготовленной командой. Когда де Витт вернулся на свой корабль, он обнаружил, что вся команда от матроса до капитана была мертвецки пьяна, налившись на радостях, что избавилась от своего адмирала.
Тем временем эскадра Туманного Альбиона приближалась. Впереди английского флота шел «Нонсач». Блейк с Бурном, оторвавшиеся немного от остального флота, сбавили парусов. В 15:00 подошел Пенн, который сразу же обратился к Блейку с просьбой начать атаку, но адмирал отказался, пока не соберет флот полностью. Флагман де Витта трижды выстрелил из пушки, приглашая англичан на бой, но Блейк не ответил. Замысел английского адмирала был прост — он хотел протащить свой флот между мысом Кентиш-Нок на западе и голландцами, которые шли с востока в четырех колоннах, ударить огнем с носа и сцепиться на абордаж. Кроме того, предполагалось пустить на противника брандеры для его общей дезорганизации.
В 16:00 англичане уже были у Кентиш-Нока, «Джеймс», «Резолюшн» и «Соверин» (бывший «Соверин оф зе Сиз») стали поворачивать на голландцев, как вдруг все три сели на мель. Хорошая погода и тихое море спасли эти корабли от гибели. Тем временем голландцы повернули на другой галс, чтобы встретить Бурна, идущего с юга. В 17:00 Блейк снялся с мели и устремился на флот де Витта. Сперва голландцев атаковал Пенн с севера, вскоре с запада подошел Блейк, который обрушил на них частые продольные залпы, а потом в бой ввязался Бурн с юга. Голландские суда очень пострадали. В 19:00 «Нонсач» обнаружил «Принсесс Луиза» без мачт, которого тащил 30-пушечник. Рядом подобным же образом следовали еще два голландских корабля. Капитан английского «Майлдмэй» Бадли атаковал их, перебил тросы и отправил к кораблям абордажную партию. Один голландец был захвачен, а еще одну призовую партию пришлось вернуть, так как корабль снесло на 4 лиги на юг и он оказался отрезанным от англичан. «Майлдмэй» с боем прорывался к Блейку, получил 100 пробоин, потерял 60 человек экипажа, почти весь такелаж, но его вовремя выручили «Спикер», «Даймонд» и «Грейхаунд». Рядом храбро сражались «Пеликан» и «Джунеа», которые также были сильно повреждены. Голландские пушки били гораздо дальше и стреляли быстрее, поскольку имели пергаментные пыжи, но английские корабли, даже небольшие, были вооружены орудиями больших калибров.
К вечеру состояние голландских кораблей было плачевным. Флагман де Витта был сильно поврежден, стоял один в беспомощном состоянии, но ни один из нидерландских кораблей не пришел ему на помощь. Сильно досталось и кораблю Рюйтера «Принцессе Луиза Хедрика». Поскольку «Принц Виллем» не управлялся, де Витт решил перейти на запасной флагман.
Ночь развела флоты на расстояние в 2–3 лиги между собой. Утром де Витт собрал капитанов, заявив, что некоторые из них не исполнили свой долг. Вчера, говорил командующий, 20 капитанов дезертировали! Он пригрозил самыми страшными карами и призвал смело идти в сражение.
Блейк предвосхитил мысли де Витта и на всех парусах двинулся на голландцев. До полудня голландцы еще ждали сражения, но ветер изменился на северный и флот Соединенных Провинций дружно повернул к родным портам. Блейк пошел в погоню. На следующее утро ветер изменился на западный и англичанам удалось нагнать голландцев. В три утра головные Блейка начали перестрелку с замыкающими де Витта, и голландцы совсем пали духом. Дальнейшие действия были просты — корабли Нидерландов убегали, англичане пытались их нагнать.
В 15:00 де Витт собрал очередной военный совет. Он опять обрушился на голландских капитанов, сообщив, что когда поднял сигнал атаковать противника, остальные корабли, напротив, развернулись в обратную сторону. Де Рюйтер и Эвертсен советовали де Витту не рисковать флотом. «Иногда, — отмечал де Рюйтер, — лучше отступить. Сейчас у нас разбросаны корабли, между ними большие расстояния, мы просто не успеем собрать флот!» Лишь к ночи около де Витта собралось 49 голландских кораблей, 3 были очень повреждены и ушли ночью в свои порты[15], а 13 — просто бежали. Против этих сил выступала армада Блейка в 84 судна.
Следующей ночью голландцы собрали очередной консилиум. Де Витт предложил атаковать, но все капитаны были резко против. В страшной ярости командующий повел флот на мели Гори, Блейк сначала пошел за ним, но, опасаясь мелководья, отказался от этой затеи. К тому же у англичан уже кончалась еда, поэтому они повернули к Маргарэт Роад.
Результаты сражения оказались следующими — 1 голландский корабль утонул, два — захвачены[16]. Голландские корабли были заперты в своих портах, а англичане устроили сезон охоты на голландскую торговлю. К примеру, только кэптен Пикок на «Тайгере» захватил 20 призов.
@темы: ОЭ, Я люблю тебя жизнь, ну а ты меня снова и снова, пра социологию, пра культурологию, А я бы посмеялся
Да. Также как потери людей были, в основном, не от снарядов, а от щепы. И потери кораблей были на самом деле совсем небольшими, дерево ведь утопить практически нереально. Да и стоило чуть приутихнуть ветру, как все единицы, что не были вовлечены в какие-то сражения, сразу оказывались вообще за их пределами. Добраться до них не могли в таком случае ни друзья, ни враги, застревали все ))
И, кстати, давно интересует вопрос - а куда девались люди со сдавшихся кораблей? Их хладнокровно вырезали что ли?
В таком случае, как Кальдмеер угораздился утопить весь флот? А это, профессор, уже второй вопрос (С) К автору-с )))) А то списать срач за Архангельск из "России молодой" она смогла, а найти тексты про утопление всего флота - нет, видать, в гугле забанили )))
О, тут спецы подсказывают, что их просто держали в плену, пока, после окончания боёв, государство не выкупало своих людей. Централизовано. Чтобы снова набрать на службу в родной флот.
Ну это очевидно)) Я имею в виду именно Хексберг, когда "холодная вода, кровная месть" и "в плен нас брать не будут".
имха
Но, думаю, и в ОЭ-реалиях понятие ущерба-из-своего-кармана перевесило бы ))
Может не брали в плен офицеров, а может больше не брали матросов. Может, по трюмам втихаря раскидывали народец, чтобы Альмейда не отследил уж совсем явные нарушения. Короче, практики полного выреза в европах как-то не было, сравнить лично мне не с чем, не представляю, как можно эту ситуацию применительно к хексберскому срачу обыграть.
Я читал. Очень захватывающее чтение.
Да и остальное тоже, скажем пресловутый поход землячествами вместо эскадр. Короче, не в той реальности бардак искали, ой не в той ))))
Я бы сказал, что сравнение некорректно
У походов землячествами была конкретная причина, помните ?
Собственно говоря именно в этом бардаке и выкристаллизовалась идея линейной тактики.
Кальдмеер, Вальдес, Альмейда и компания - это уже следующая эпоха.
почему потом, когда описываются потери, после этих многосуточных боёв каждая сторона теряет по десятку кораблей
Медленность маневра, малая мощь орудий и особенности боеприпасов.
Угу. Рулил абордаж.
В таком случае, как Кальдмеер угораздился утопить весь флот?
Так шторм же.
И, кстати, давно интересует вопрос - а куда девались люди со сдавшихся кораблей? Их хладнокровно вырезали что ли?
Изначально - да. Кальдмеер в плен вообще случайно попал - его пленил Джильди и резать адмирала со товарищи марикьяре не стали.
Потом до автора дошло, что этот факт уж слишком сильно макает доблестных марикьяре в дерьмо, и сейчас официальная точка зрения - марикьяре просто пошутили с райосом, и в плен, конечно, брали.
Правда новой версии противоречит то что емнип в четвертой книге прямо озвучено - пленных взято мизер. Но этот факт указано считать "Остров ни считается, это клякса ничаянно"(c)
Ну а поход землячествами имел, конечно, смысл, но... Не землячествами он имел бы больше смысла. Там вообще смысл очень сильно ставился
ракомна потребу коньюктурке.В зависимости от обстоятельств - от XIV до XX. В нашем случае (линейные централизованные флоты, развитая система рангов) это как бы не середина XVIII. Что к англо-голландскому веселью - никаким боком.
Ну а поход землячествами имел, конечно, смысл, но... Не землячествами он имел бы больше смысла. Там вообще смысл очень сильно ставился раком на потребу коньюктурке.
Так и я про это же. У той же голландии было пять! практически самостоятельных адмиралтейств. Тут не наличие бардака удивительно, тут удивительно как Рюйтер и иже с ним командовать умудрялись
Воистину, гении
Ну гении )), старались, как могли )))