По наводке одного из избранного вспомнил и перечитал повесть, которую очень любил в детстве - "Динка" В. Осеевой, а также неизвестное ранее продолжение "Динка прощается с детством". Оставив в стороне вечный вопрос "почему из всего спектра доступной литературы я ухитряюсь попасть на самое дерьмо" задумался о вечном. А именно:
а) нравятся же мне описанные в этой книге немыслимые страдания революционэров и прочих страдальцев за народ
б) очень забавна, с т.з. жителя 21 века, их, революционэров и народников, политика восхищения "разумной сдержанностью" низших чинов и прочих рабочих классов.
Первый момент меня умилил просто сам по себе, и не в нашу пользу, честно говоря. Если издевательства над оппозицией выглядели именно так, как их описывают... Ну что же, я с удовольствием им бы подвергся, постольку поскольку на моей нынешней, к примеру, работе нормальные деловые отношения могут смело приравниваться к самым изощрённым пыткам по описываемым меркам )))
А вот второй момент меня несколько разъярил, так сказать.
Потому что с высоты опыта прожитой истории и современной культуры очень хорошо видна стратегическая ошибка с описываемой "разумной сдержанностью". Ибо не сдерживали тогда рабочие классы никаких чувств, на что с таким рвением равнялась тогдашняя народническая интеллигенция. Не сдерживали, а попросту их не имели. Потому что при существовавших тогда условиях жизни было невозможно обеспечить нормальное раскрытие и развитие высшей психической деятельности, то есть нормального эмоционального фона.
Описываемые в повестях люди не выражали своих чувств исключительно потому, что не могли и не умели чувствовать хоть сколь-нибудь тонко и, не побоюсь этого слова, возвышенно. А тот эмоциональный спектр, что был им доступен в силу сложившихся и окружающих их обстоятельств, был столь убог и нецензурен, что демонстрировать его перед лицом посторонних, стоящих на более высокой ступеньке социальной лестницы, было попросту невозможно.
Детская литература
soley412
| среда, 10 августа 2011