Решили показать зубы? Ок. Зубы - дело поправимое ©
День был весёлый, а сейчас я жру палочками мюсли с кефиром. Медитативно, да.
Сегодня решил то ли прочитать, то ли перечитать "Нихон гайси. История сёгуната в Японии" в переводе В.М. Мендрина. Основной причиной послужило дивное авторское предисловие к данной работе: "Япония малокультурна, скорее даже некультурна. В ней не было и нет ни культуры технической, ни культуры философской, она слишком много заимствовала и заимствует, но воспользоваться этим надлежащим образом не умеет".
Меня заинтересовала такая точка зрения. Особенно в разрезе, что Япония - "не умеет"! ))))
Намедни в автобусе видел весёлого датого чувака со шрамом во всё пузо. Правда, не горизонтальным, а вертикальным (шрамом, а не пузом). Подумал, что Сано-кун как-то нехорошо пренебрёг воспетой в веках горизонтальной плоскостью. Непорядочно с его стороны, не по-товарищески. )))) На недостатки, впрочем, указывать не стал.
Заходил на сообщество "СПН-идентификация". Понял, как же давно всё это было, если в списке персонажей половину народа не знаю, а большую половину - не помню.
Сегодня решил то ли прочитать, то ли перечитать "Нихон гайси. История сёгуната в Японии" в переводе В.М. Мендрина. Основной причиной послужило дивное авторское предисловие к данной работе: "Япония малокультурна, скорее даже некультурна. В ней не было и нет ни культуры технической, ни культуры философской, она слишком много заимствовала и заимствует, но воспользоваться этим надлежащим образом не умеет".
Меня заинтересовала такая точка зрения. Особенно в разрезе, что Япония - "не умеет"! ))))
Намедни в автобусе видел весёлого датого чувака со шрамом во всё пузо. Правда, не горизонтальным, а вертикальным (шрамом, а не пузом). Подумал, что Сано-кун как-то нехорошо пренебрёг воспетой в веках горизонтальной плоскостью. Непорядочно с его стороны, не по-товарищески. )))) На недостатки, впрочем, указывать не стал.
Заходил на сообщество "СПН-идентификация". Понял, как же давно всё это было, если в списке персонажей половину народа не знаю, а большую половину - не помню.
Яка няка!
Моя Хауэлл этим меньше грешит... Ну да он в предисловии пишет, что жил неподалеку от Перл-Харбора, ему можно*)
Ну, у этого хоть отмаза была, а Мендрину в Киото что, спрашивается, было не так? Правда, годы - 1910-1915 - способствуют росту японофобных настроений среди жителей РИ )))))
Так предисловие автора или переводчика?
Аа-ах! Раньше я такие красавости только у американцев видал...
Ну да ладно, гордость побежденного требует пнуть победителя.
При этом, что мне особо нравится, никто не обращал внимание на такую проблему, как тотальное уничижение личности пред обществом. Все писали какую-то формальную фигню: обычаи, повадки, местечковые приколы.
Ничего, на клановой структуре оторвался дядя Хауэлл...
клановое, или корпоративное, мышление (сознание) подразумевает в первую очередь нивелировку личности перед общностью (кланом), жесткую иерархичность внутри клана и клановую мораль - то, что мы, грешные, называем часто "готтентотской этикой".
В отличие от семейного, клановое сознание исключительно легко и безболезненно позволяет избавиться от недостойных или запянтавших себя членов клана. Место семейных отношений отец-сын занимает сеньор-вассал, причем в рамках клана младшие родственники выступают вассалами старших. Как мы видим, самая картина мира для аристократа и для крестьянина была разной.
Там где у одного были естественные связи и привязанности - у другого был искусственно созданный мир долга и чести, чуждой крестьянскому здравому уму.
Было легко уважать и почитать господина - именно за то, что он несет столь тяжкую ношу; было принято жалеть вассала - за то, что его ноша не легче. И было принято ненавидеть ронина - за то, что он являлся declasse`e, не связанным ни долгом высших, ни трудом низших.
Тем более странно и тяжело приходилось тем, кто вынужден был перейти от одного к другому.
В любом случае это, должно быть, был шок - пусть и разного рода.
В случае наших героев - один ожегся и попытался принести свойственное ему семейственное начало, второй также ожегся и попытался обезличить и без того весьма безличный мир до предела.
Рассматривая пристальнее, мы видим, что Кондо был человек из весьма доброй и любящей семьи.
Родители его, если верить Нагакуре, весьма были друг к другу привязаны. И хотя сложно говорить о любви применительно к данному социокультурному таймлайну - все же то, насколько разобщена семья именно не могло не шокировать молодого человека.
Также и сам мотив "жениться на некрасивой, дабы не соблазняла" столь же чужд народному сознанию, сколь и естественен для сознания кланового, с пуританской установкой на сохранение репутации.
Хидзиката же был воспитан не особенно любимым сыном в достаточно прагматичной семье торговцев.
Увидев стройный, как теорема, мир самураев, он обрел то, чего недоставало миру его детства: цель и оправдание для бессердечности.
Честь, стоящая превыше всего, вполне позволяла все что угодно во имя себя; по сути, крайним действием бусидо было - самоубийство - сперва духовное, затем физическое - во имя чести.
Если же не говорить о столь крайних случаях, как наши герои - было распространено (и даже нашло отражение в фольклоре) т.н. "безумие усыновленных" - некая смесь комплекса неполноценности и гиперответственности, подвигавшая несчастных к глубокой депрессии, безумию и часто самоубийству.
Пораженные этим недугом охотно признавали любые обвинения и зачастую жаждали суровейшей кары - во искупления "оскорбления" нанесенного господам.
Разумеется, таковые случаи встречались лишь в тех знатных семьях, в которых не было нормальных, человеческих отношений; было бы ошибкой утверждать, что таких не существовало - просто их было немного"
Блиииин, узнаю родные лица! Да семейные отношения были крайне формализованы, как была формализована и вся сфера, традиционно почитающаяся еврокультурой как открытая и бесконтрольно-эмоциональная. Я, когда прочитал Бенедикт, так переехался, что до тошноты. Кстати, заметил ервые отсылки к такому образу жизни ещё у достопамятного Овчинникова, но он-то журналист, у него это вышло как-то менее страшно, чем у антрополога.
Всё-таки как стрёмно жить таким!
Но НЕ ВЕЗДЕ.
Собственно, как дальше видно, Хауэлл сокрушается именно о том, как хреново приходилось человеку из крестьянства, с относительно "здоровой" этикой, в дебрях знати.
заметил первые отсылки к такому образу жизни ещё у достопамятного Овчинникова
А вот Хауэлл забавно пишет, что причиной нынешнего положения дел является то, что "уравняв японцев, Мэйдзи Исин поставила всех в положение аристократов - с соответствующим долгом и обязанностями"
Сейчас сижу на феминистских сайтах, обдумываю одну вещь. Так что у меня сейчас EQ выше, чем IQ. ))))
Это было написано до Октябрьской революции, после распада СССР или в эмиграции?
Вряд ли при соввласти позволили такое напечатать
У автора этот взгляд - часть общего презрения к "цветным"/нисзшим расам или он просто конкретно Японию так не уважает?
И написано это до русско-японской войны или после?
В СССР он и тогда был гораздо слабее выражен - из-за идеологии пролетарского интернационализма.
Кстати, не знаете, что по расовым вопросам утверждали Маркс и Энгельс?
А как автор обьяснял, почему "бескультурная" Япония, всего 35 лет как вылезшая(точнее, принудительно вытащенная) из средневековой самоизоляции, победила в русско-японской войне?
жру палочками мюсли с кефиром.
Сначала показалось "мЫсли с кефиром"
Ну, для меня это бывает характерно ))))
Про Маркса и Энгельса не знаю, я ими не увлекаюсь. Или фэндом пока соответствующий не подвернулся. ))
А как автор обьяснял, почему "бескультурная" Япония, всего 35 лет как вылезшая(точнее, принудительно вытащенная) из средневековой самоизоляции, победила в русско-японской войне?
А он не объяснял. Нафига честному европеоиду ерундой заморачиваться ))